Воскресенье, Сентябрь 22

205 лет православной васильевской жизни

Васильевская церковь имеет многовековую историю полную интересных событий и множество загадок. Почему наш храм назван в честь Животворящего Креста Господня, как и кто его строил, куда исчезли святыни, а также, почему здесь проводил службу Всероссийский батюшка – сам Иоанн Кронштадтский?

Вначале был крест

Начнем с того, что Васильево в 1693 году было приписано к Раифскому монастырю.  Потому именно его монахи способствовали появлению в поселке православного храма.

Сначала это была небольшая деревянная часовня, установленная в 1813 году с южной стороны села на берегу Волги, в непосредственной близости от большого Московского тракта. Примерно там, где сегодня располагаются первые острова. Святыней часовни был древний чудотворный деревянный крест, перенесенный сюда из лесной часовни Раифской пустыни для привлечения путников.

По весне Волга разливалась так сильно, что часовню вместе с Крестом убирали с берега и ставили посредине деревни, где сегодня стоит церковь, а летом снова возвращали на прежнее место.

Свидетельством о том, что животворящий Крест — не выдумки, является запись в «Известиях по Казанской епархии» за 1898 год. Стоит отметить, это было одно из авторитетных периодических изданий того времени. В нем уточняется размер креста — 3 аршина 13 вершков, переводя на современную меру длины – 271,15 сантиметров. Приводится и описание: обложенный оливковою позолоченною ризою, деревянный и весьма древний. Предположительно, уже тогда ему было более 300 лет. Когда построили каменную церковь, Крест перенесли туда, а саму часовню убрали.

Из деревни в село

Инициативу строительства проявил настоятель Раифской пустыни игумен Варлаам, возглавив хлопоты прихожан и благотворителей. Обратились в строительное губернское правление, где позже утвердили проект казанского архитектора Сокольского. Вначале он не предусматривал колокольню, но строители все же предложили ее соорудить. Новое молитвенное здание появилось уже через год в самом центре села, видимое за несколько десятков верст в округе. 12 марта 1872 года весь ансамбль, вместе с колокольней, освятили, естественно, в честь главной святыни — Честного и Животворящего Креста Господня. Известно, что Крест почитался не только жителями Васильево, о его чудодейственной силе знали в соседних селах.

Шли годы, население росло, множились дачники. В церкви стало тесно. Священники постоянно высказывались о ее расширении. Поспособствовало несчастье – в августе 1903 года в Васильево разбушевался страшный пожар. Пострадало много крестьянских изб, стихия нанесла урон и храму.

После ЧП началось обновление всего хозяйства. Прихожане пожертвовали на это 806 рублей. Многие верующие сами взялись за восстановительные работы. Владелец стекольной фабрики Петр Богданов выписал 10 тысяч штук кирпича, а его рабочие отчислили часть своего заработка. Материальную помощь оказали и казанские дачники.

15 июля 1908 года в Васильево большое событие – освятили два боковых престола. Правый – во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый – во имя святого мученика Арефы.

Династия богословов на васильевской земле

Священник Евгений Николаевич Ивановский. Казань 1900-е годы

Не последнюю роль в расширении храма сыграл известный в то время знаток старообрядчества и противораскольнической полемики, доктор богословия, профессор Казанской духовной академии Николай Иванович Ивановский, у которого в Васильево имелась дача. Само же село Ивановский считал своим вторым домом. Сын профессора Евгений Николаевич, по семейной традиции, посвятил себя служению Богу: с 1906 по 1910 год он занимал в селе место священника. Для молодого пастыря, высокообразованного и тонко воспитанного, васильевское служение было ступенькой в духовной карьере, а для провинциального храма, приобретением.

Кроме всего прочего, цель Ивановского старшего, в связи с его деятельностью, была очевидна. Расширенный храм следовало устроить так, чтобы привлечь сюда старообрядцев, которых в селе в то время было немало. По всей видимости, она была успешно достигнута.

Благословение Всероссийского батюшки

Среди важнейших событий в истории храма считается совершение в нём литургии святым праведным Иоанном Кронштадтским. Известно, что Всероссийский батюшка, так его любовно называли в народе, остановился в Васильево по пути в Самару, именно на даче своего приятеля и земляка профессора Ивановского. В архивных документах зафиксировано, что 25 июля 1897 года около 6 утра к васильевскому священнику прибыл посланник с частного парохода, остановившегося в нескольких саженях от берега. Гонец сообщил, что на судне находится Иоанн Кронштадтский, он желает отслужить в местном храме обедню.

После службы отец Иоанн направился на дачу к Ивановскому, где более получаса сидел на терассе, пил чай и благословлял подходивший к нему народ.

Неизвестная часовня

Найденная публикация в газете «Казанский телеграф» от мая 1902 года пролила свет еще на одну неизвестную страницу православной жизни Васильево. В тот год в селе при громадном скоплении публики торжественно освятили церковь-часовню, построенную по инициативе и на средства казанских дачников, в том числе купца-лесопромышленника Лаврентия Арефьевича Матвеевского. Сообщалось, что это был небольшой, но очень красивый, изящно устроенный храм. В нем две части – главная и пристройка, крытая галерея. Освятил часовню викарий казанской епархии. После богослужения многие отправились на дачу Матвеевского, где угощались чаем и закусками.

Никаких упоминаний о местонахождении часовни нет. Возможно, она располагалась на территории нынешнего санатория «Васильевский». Кто знает, может даже на том месте, где сейчас, вот уже почти 10 лет, стоит часовенка, построенная на средства санатория, для того, чтобы отдыхающие могли помолиться перед ликами святых.

Вместо молитв кино и танцы

С приходом советской власти на церковь повсеместно наложили табу. Так случилось и в нашем поселке. Очевидцы с глубокой тоской вспоминали момент «раскулачивания» храма. Люди горько плакали, когда с него снимали колокола и сбрасывали их на землю. Многие церковные иконы васильевцы тайком прятали в своих домах, а главная святыня храма – Крест, исчезла.

Васильевская Крестовоздвиженская церковь была закрыта решением ТатЦИКа от 5 мая 1938 года по ходатайству Казанского РИКа, Васильевского поссовета, рабочих и служащих васильевских предприятий и организаций. Здание передали под культурно-просветительское учреждение.

Поначалу оно служило в виде складских помещений, затем здесь открыли кинотеатр «Волга». Сегодня это кажется совсем нереальным, хотя то поколение, похоже, мало задумывалось, в каком на самом деле месте они смотрят «Войну и мир» Бондарчука старшего, знаменитую «Карнавальную ночь» или «Офицеров» с Лановым в главной роли.

Чуть позже васильевских храм разместил в себе поселковый клуб, где проходили дискотеки и праздничные вечера. Так продолжалось вплоть до перестройки. В конце 80-х активисты вместе с представителями администрации поселка стали ходатайствовать о восстановлении храма.

Возрождение

В начале 90-х храм возобновил свою работу. Первым постсоветским священником тут стал отец Виктор, который сегодня, кстати, управляет Удмуртской епархией – митрополит Викторин.

2018 г. встреча митрополита казанского и Татарстанского Феофана

Ему на смену пришел действующий ныне настоятель — отец Олег. Ему-то и предстояло возродить храм, который тогда был в жутком запустении. Крыша протекала, котельную затапливало так, что одна из стен дала трещину, не было ни притвора, ни нормального иконостаса.

С Божьей помощью и участием добрых людей удалось сделать очень многое. Помимо наведения порядка в самом храме, благоустроили территорию, построили воскресную школу, возвели разрушенную колокольню. Зазвонили на всю округу колокола, полилась благословенная молитва…

Охота на святыни и церковное добро

Так исторически сложилось, начиная с того самого разбойника Василия основателя села, наш поселок и по сей день считают несколько криминальным. Так и в начале ХХ века казанские газеты пестрили сообщениями о неспокойной жизни в наших краях. Одно из таких датировано маем 1903 года: произошло ограбление в церкви. Преступники вскрыли церковную кассу и 5 кружек, взяв из них около 2000 рублей и часть золотой утвари. Тогда местные крестьяне самостоятельно отыскали вора. Деньги нашли, а вот утварь нет.

Не удалось найти и множество старинных икон похищенных из церкви в середине 90-х. Неспокойное перестроечное время, когда по всей России шел настоящий криминальный бум, не обошло стороной и Васильево. Охотники за иконами, убив дежурившего охранника, унесли около 20 образов.

Чудом остались на своих местах Владимирская икона Божьей Матери и образ Александра Невского, писанный на золоте. По всей вероятности, преступников спугнули. Оставленные злоумышленниками следы от кроссовок не помогли следствию, святыни были утрачены.

Одно название

Сегодня очевидно, что наш храм назван в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня не случайно. Понятно, что Крест был, но сейчас от него осталось одно название. По некоторым данным, двухметровое Распятие исчезло из поселка с приходом Советской власти. Но куда? О судьбе Креста, по сути, ничего неизвестно. Некоторые утверждали, что для спасения реликвии его пустили по Волге…

Есть свидетельства, что в солнечный апрельский день, в середине 20-х годов кровавого ХХ века, у берега села Исаково, где стоит прекрасный каменный храм, загадочным образом появился некий деревянный крест. Его достали из воды и перенесли в храм. Потом церковь закрыли, а реликвию перевезти в действующую церковь села Моркиялы, где он пробыл до страшного пожара 1964 года. Только чудом святыню удалось спасти. После этого Крест переправили в Петьялы, он и поныне источает чудотворную силу. И нет человека, который ушел из этого храма духовно не утешенным.

По предположениям татарстанских священнослужителей, Петьялский Крест вполне может быть утраченной святыней васильевского храма. Они идентичны по размеру и художественному описанию. Кроме того, Крест явился людям практически в то время, когда исчез из нашего поселка. Совпадение?

Даже если нет. По мнению экспертов, вернуть его сегодня вряд ли удастся. Так что васильевцы могут лицезреть чудотворный Крест, только самостоятельно посетив Петьялы. Дорога, надо сказать, недолгая. Примерно час на машине. Либо своим ходом: от Волжска на автобусе, а до соседнего марийского города на электричке. Благо железная дорога действует уже больше века. А небольшая станция Васильево появилась еще летом 1893 года, с тех пор только росла и развивалась. Но это уже совсем другая история.

Автор: Римма Бабаева

Исторические события восстановлены с помощью архивных документов, при поддержке проректора Казанской духовной семинарии васильевца Сергея Забавнова, краеведческих материалов Бориса Григорьевича Ерунова и Николая Георгиевича Коклюгина. За участие, поддержку и содействие благодарим настоятеля васильевского храма отца Олега Батаева, председателя Совета ветеранов (пенсионеров) пгт Васильево Татьяну Александровну Матеркову, а также васильевцев Александра Хватова, Евгения Антонова и Евгения Беркутова за фотографии.

 

2 Comments

    • admin

      К 1912 году о. Евгений с женой, у которой были слабые лёгкие, переехал в Сочи, где стал настоятелем зарождавшегося на Хлудовской стороне прихода. Также он стал помощником председателя (Россиев П.А.) и секретарём совета Свято — Николаевского братства, под эгидой которого активно проводил беседы и лекции, устраивал народные чтения на религиозно — нравственные и исторические темы. Его супруга, сердобольная матушка Анфуса занималась благотворительностью, собирала средства для бедняков. В 1916 году о.Евгений освятил первую на территории Черноморской губернии часовню — книжницу на старосочинском базаре (ныне ул. Поярко), в которой велась торговля книгами и другой литературой для народа. В начале января 1918 года в Сочи пришли к власти большевики.
      В 1918 году по декрету о национализации Церкви дом священника и всё его имущество конфисковали, и о.Евгений переехал в село Весёлое, в горах между Адлером и Гаграми, где служил в небольшой деревянной церквушке во имя Святителя Николая, живя с супругой в бедности. «Чистейшей души был человек, добрейший, — вспоминает Екатерина Александровна Матяшина: служил от всего сердца, так проникновенно! Помню в Преображение местные жители — молдаване освящали виноград, приносили огромные корзины, и в каждой горела свечка…» В 1926 году о.Евгений умер в возрасте 47-ми лет, якобы от столбняка, что вызывает вероятные домыслы о его смерти… По всему очевидно, что о.Евгений Ивановский не был угоден новой «советской власти» — большевикам, ввиду своей активной деятельности на ниве духовного просвещения. Свято — Николаевский приход города Сочи продолжал свой крестный путь, но уже с другими настоятелем и старостой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Яндекс.Метрика